Музей Боевой и Трудовой Славы

Музей Боевой и Трудовой Славы Идрицкого филиала Псковской области «Псковский агротехнический колледж»

       Музей Боевой славы и истории колледжа функционирует на общественных началах и тесно связан с уроками и другими формами учебно-воспитательного процесса. Перспективой развития музея является сохранение культурных и исторических ценностей для духовного развития молодого поколения, изучения событий и явлений, связанных с историей и родного края. Профиль музея - исторический (боевой славы, трудовой славы) и комплексный краеведческий.

Цели и задачи музея

   Цель музея колледжа – способствовать воспитанию у обучающихся и сотрудников чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории; способствовать приобщению к историческому и духовному наследию.

   Основными направлениями деятельности музея являются воспитательное,  исследовательское, поисково-собирательское, экспозиционно-выставочное, экскурсионно-просветительское.

     Из истории образования музея

     В конце 1960-х годов была создана комната Боевой Славы, а в 1971 году по распоряжению администрации учебного заведения на базе клубов исторического «Поиск» (руководитель Птицына К.И., преподаватель Перепеч М.И.), краеведческого «Память» (руководитель Бирюкова Т.П.) и литературного «Муза» (руководитель Петрова Л.И.) был открыт музей Боевой Славы и истории Идрицкого колледжа.

     Музей организован с целью сохранить и систематизировать основные сведения о создании, развитии и достижениях колледжа. Студенты вместе с преподавателями занимались сбором материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, истории учебного заведения. Собранный материал лёг в основу экспозиции музея Боевой Славы и истории Идрицкого колледжа. В дальнейшем экспозиция периодически пополнялась экспонатами. В поисковых экспедициях были собраны гильзы, стволы автоматов и винтовок, принадлежавших защитникам посёлка, а также ценный материал о партизанском движении на территории Идрицкого района, ветеранах Великой Отечественной войны, 42-ой танковой дивизии и героическом пути 150-й ордена Кутузова II степени Идрицко-Берлинской дивизии, принимавшей участие в освобождении посёлка Идрица.

       Экспозиция музея колледжа включает ряд разделов и локальных выставок, ведется постоянная работа по пополнению музейного фонда, дополнению и совершенствованию экспозиции. Экскурсионная деятельность музея осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы колледжа. Каждая вновь поступившая группа посещает музей, где получает краткую информацию об истории и основных достижениях колледжа.

       В музее имеется особый стенд, посвященный ветеранам войны – преподавателям и сотрудникам техникума, которые не раз выступали перед студентами на уроках Мужества. Имеются стенды – «Ветераны труда», «О героях Псковщины», «История колледжа, «Равнение на знамёна Победы», «Сотрудники техникума – участники Великой Отечественной войны», «Участники боев за освобождение Идрицы», «Их именами названы улицы посёлка», «Героям Советского Союза Псковской области», «Схема района базирования и действия партизан», «Памятные места п. Идрица», «Схема – Боевой путь 150-й ордена Кутузова II степени Идрицко-Берлинской стрелковой дивизии», «Этого забывать нельзя» и др.

       В нашем представлении музей колледжа, в рамках реализации своих функций, призван вести работу по популяризации профессионального образования и профориентации молодежи через знакомство с историей, краеведением, профессией, культурой общества. В экспозиции представлены результаты творческой, учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по военно-патриотической тематике.

             На основе краеведческой работы проводится возрождение народных традиций, обычаев. На базе музея работают два клуба – «Память» и «Муза». В содержании работы клуба «Муза» входит проведение читательских конференций, встреча с местными писателями и поэтами, участие в конкурсах и олимпиадах. Работа клуба «Память» самая разнообразная. Это встречи с интересными людьми – очевидцами событий, сбор материала об участниках Великой Отечественной войны Себежского района, узниках концлагерей, сбор документов для архивной коллекции Себежского района о выпускниках колледжа - участниках Афганской и Чеченской войн.

К 23 февраля 2019 года клуб «Память» (руководитель Бирюкова Т.П.) пригласил на открытое внеклассное мероприятие капитана II ранга в запасе, председателя Совета ветеранов посёлка Идрица Спиридонова Владимира Леонидовича, который служил на Черноморском и Тихоокеанском флоте. Он рассказал о 21-ом механизированном корпусе РККА, сформированном в военном городке п. Идрица в марте 1941 года, куда входили 42-ая танковая дивизия и 185-ая моторизованная и 1-ая особая кавалерийская бригада. Название посёлка на Знамени Победы не случайно, так как он один из первых оказался в огне боевых действий 1941 года, пережил оккупацию, фашистские лагеря, пытки, издевательства над невинными советскими гражданами, выстоял и победил врага. Владимир Леонидович показал документальный фильм о партизанском движении, снятый в 1943 году военным оператором Т.Школьниковым. Встреча вызвала интерес среди обучающихся.

Цели и задачи клуба «Память» с 1985 года – это творческая деятельность как источник любить, знать, уважать свой родной край, свою родную историю, которая всё больше и глубже открывается и вызывает до слёз интерес. До сегодняшних дней природа не может залечить раны, они видны невооружённым взглядом: братские могилы, захоронения, памятники напоминают нам, сколько погибло людей.

Псковский поэт И.Виноградов писал:

«Кто хоть раз побывал под Себежем,

Кто понять его душу смог,

Сохранит в своем сердце бережно

Удивительный уголок!»

Уходит жизнь – приходит память, и память возрождает жизнь. Память – золото, вписанное в века…

В настоящее время на базе музея проходят мероприятия, посвящённые юбилейной, 60-ой международной встрече ветеранов Великой Отечественной войны и участников партизанского движения России, Беларуси и Латвии на Кургане Дружбы, 75-ой годовщине освобождения посёлка Идрицы от немецко-фашистских захватчиков.

Так, обучающиеся 1 курса вместе с классными руководителями Ячневой Н.Л и Тарасовой Е.Н. подготовили и провели классные часы о партизанском движении в Себежском районе в годы войны, посмотрели видеофильм о Кургане Дружбы.

Студенты 141 группы разработали проект «Наш край в годы Великой Отечественной войны» (руководители Зайцева Т.С., Андрейчук И.А.), посвящённый 75-ой годовщине освобождения посёлка Идрица от немецко-фашистских оккупантов. Работа является результатом поисково-исследовательской и творческой деятельности обучающихся. Проект позволяет расширить кругозор, заинтересовать историей, научить видеть в обычных предметах источник знаний. Актуальность проекта заключается в повышенном интересе к изучению истории России и родного края.

Студенты 111 группы представили проект «Их именами названы улицы посёлка Идрица». Эта работа позволила студентам лучше узнать историю посёлка, её героев, разобраться в сегодняшних событиях. Проект направлен на повышение интереса обучающихся к истории, к краеведению, одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков, усиления роли патриотического воспитания обучающихся.

       В 2019 году обучающаяся 111 группы, специальность ветеринария, Мелихова Арина приняла участие в региональном конкурсе творческих работ (сочинение) в возрастной категории среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений «Я – гражданин России» и стала призером, получив Диплом. Студентка раскрыла тему через обращение к дате, приуроченной к водружению Знамени Победы над Рейхстагом. В своей работе обучающаяся написала: «Я горжусь тем, что на Знамени Победы красуется название посёлка, в котором я живу».

Таким образом, музей выполняет важные функции по воспитанию личности студента, создает дополнительные возможности для развития общественной активности обучающихся, организации свободного времени молодежи, расширения круга их общения, содействуя формированию культуры, социально и профессионально значимых ценностных ориентаций,  гражданских качеств личности, стимулирует интерес к истории, краеведению, выбранной профессии.

252